пятница, 25 марта 2011 г.

"Солярис"


Год: 1972
Страна: СССР
Режиссёр: Андрей Тарковский
В главных ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Николай Гринько
Жанр: драма, фантастика

Сюжет
Человечество, несмотря на все усилия, так и не смогло изучить найденную в недрах космоса планету Солярис, собрав лишь большое количество разрозненных невероятных фактов о ней. Развивавшаяся в течение многих лет "соляристика" переживает тяжелейший кризис — исследования не продвигаются вперёд уже очень давно. Чтобы определить будущее этой науки на станцию, находящуюся на орбите Соляриса, отправляется Крис Кельвин. Он и не представляет себе, с чем ему предстоит там встретиться и какие решения принимать...

Рецензия
"Солярис", определённо, является одним из лучших когда-либо снятых фильмов. Он практически идеален — начиная игрой актёров и сюжетом и заканчивая декорациями и реквизитом. Созданный по роману Станислава Лема в сотрудничестве с одним из лучших советских композиторов Эдуардом Артемьевым, этот фильм даже через 40 лет удивляет и визуальной составляющей, и глубиной сюжета. Он очень символичный, философский, сложный и многогранный, чем-то напоминает ребус, который необходимо разгадать. Его можно многократно пересматривать, каждый раз находя для себя что-то новое.

Этот фильм, на самом деле, о человеческой памяти, о том, что время идёт вперёд, но память остаётся и с ней нельзя что-то сделать. Прошлое имеет для нас колоссальное значение — это базис, без которого не может быть будущего. Даже через годы прошлое способно преследовать нас, настигнуть и воплотиться в чувстве вины, мучающем и мешающим жить. Это причина страха перед прошлым и нежелания им делиться. Будущее неизбежно, а прошлое невозможно полностью забыть или уничтожить, хотя многие бы этого хотели. Есть в фильме и другая крайность (кроме желания забыть прошлое) — желание жить только в воспоминаниях вместо того, чтобы жить прямо сейчас. Идея фильма гениально простая и сложная одновременно — нужно смириться с памятью, найти компромисс, а не бороться с ней или жить исключительно ею.

Вторым важным вопросом, затрагиваемым в фильме, является проблема познания мира. Тарковский указывает на то, что наука часто игнорирует сформировавшуюся в течение многих столетий человеческую мораль. Ведь "познание истинно только тогда, когда оно опирается на нравственность".

Резюме
10 из 10, т. е. шедевр. Идеальный с точки зрения картинки и содержания фильм. Не все поймут, но однозначное must see.

P. S.: Интересно, что самому Лему фильм не понравился, т. к. его идея сильно отличается от идеи книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий